Преподавательство. Постриг

Инспектор Саратовской духовной семинарии диакон Николай Кутепов
 

8 июля кандидат богословия диакон Николай Кутепов подал прошение в Учебный комитет при Священном Синоде о предоставлении ему преподавательского места в одной из духовных семинарий. 13 августа 1958 года Журнальным постановлением он был назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии. Он выехал в Киев, а 18 сентября того же года указом митрополита Киевского и Галицкого Иоанна Николай одновременно был назначен ещё сверхштатным диаконом при Андреевской церкви Киева.  

Это было большой нагрузкой: опыта преподавательской работы не было, а нужно было с сентября включиться в педагогический процесс, а еще – подготовка к лекциям, плюс к этому – обязанности по инспекторской работе. Приходилось и часто служить в храме. Кроме этого, ему иногда поручалось сопровождать делегации зарубежных священнослужителей. Храмы Киева, Киево-Печерская Лавра привлекали к себе многих христиан, живших за рубежом. Работы хватало, уставал так, что засыпал, едва коснувшись подушки. Но диакон Николай не унывал, наоборот, был активен, жизнерадостен, крутился как белка в колесе.

14 октября 1959 года Высокопреосвященным Иоанном, митрополитом Киевским и Галиц-ким, диакон Николай Кутепов был рукоположен в сан иерея. 18 октября иерей Кутепов указом митрополита Иоанна был назначен на должность сверхштатного священника при Андреевской церкви Киева.

Через два месяца, 20 декабря 1959 года, священник Николай Кутепов был пострижен в монашество, став последним пострижеником Киево-Печерской Лавры перед её закрытием. Накануне, 11 декабря, в Киевскую духовную семинарию на имя священника Николая Кутепова пришло постановление Учебного комитета при Священно Синоде, в котором говорилось: «От 9-го сего декабря Вы назначены на должность Инспектора Саратовской Духовной Семинарии с принятием Вами монашества, ввиду выраженного Вами этого намерения. С получением сего Вам надлежит незамедлительно отбыть к месту своего нового назначения».

Постриг совершили в сжатые сроки, поскольку прошение об этом было написано ранее. Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, совершая постриг, не стал долго мучиться с выбором имени нового святого покровителя для иерея Николая. Его, воина-фронтовика, он постриг в честь Николая-воина, одного из сорока мучеников, потопленных в Севастийском озере. К святому покровителю Николаю-Чудотворцу добавился ему ещё один небесный покровитель – Николай-воин, и день тезоименитства он стал праздновать теперь 22 марта.

Николаю (Кутепову) в 1959 году исполнилось 35 лет, выбор монашеского пути был сделан им вполне осознанно и продуманно, это не был юношеский порыв, сиюминутное горение…

Он знал, на что шёл, понимал и отдавал себе отчёт в том, что впереди его ждут трудности и скорби, это было время нового гонения на Церковь и её служителей. И никто не знал, чем кончится этот новый виток репрессий, никто не гарантировал новопостриженому иеромонаху сохранения жизни. Не ради славы, почестей и наград выбрал Николай Кутепов этот путь, фактически это был путь на Голгофу.

Римма Васильевна вспомнила и рассказала нам сон, который однажды увидел в те годы Николай и который он рассказал ей и маме. Приснилось ему, что лезет он на высочайшую гору, неся на спине крест. Поднимается с большим трудом, из последних сил, задыхается, изнемогает от тяжести креста. А гора всё круче, он срывается, ломает ногти, ноги дрожат от усталости и не держат, но он знает, что ему нужно поставить крест на самой вершине, и он дошёл и крест установил. С тем и проснулся.

Вероятно, сон был пророческим, потому что всю свою дальнейшую церковную жизнь Владыка Николай действительно изнемогал под тяжестью креста, лёгшего на его широкие плечи, но он упорно шёл, исполнял свой высокий долг и нёс свет Христовой истины людям.

Примеров мученичества за Христа у иеромонаха Николая перед глазами было великое множество, начиная с Владыки Антония (Марценко), фактически замученного до смерти советской властью в лагерях. И всё-таки Николай выбрал именно этот путь и никогда потом не пожалел об этом.

Как-то однажды, рассуждая на тему монашества, митрополит Николай сказал: «Нужно сто один раз подумать, перемучиться, взвесить всё и сделать выбор, а потом уже никогда не жалеть о том, что сделал, и зажать себя в кулак, превозмочь искушения, но не изменять себе и жить, получая радость от выбранного пути».

Похоже, что самому митрополиту Николаю это удалось. Во всяком случае мы видели своего архипастыря в повседневной жизни  деятельным, жизнерадостным, энергичным, а на архиерейских службах ощущали необыкновенную духовную теплоту, покой и радость. Унылым, бездеятельным, злым наш митрополит уж точно никогда не был. Свои «постригальные» монашеские тапочки митрополит Николай бережно хранил в течение всей своей жизни.

Постригальные тапочки митрополита Николая

В 1960 году Киево-Печерская Лавра была закрыта и превращена в музей. Это был очередной очень тяжёлый период в жизни Русской Православной Церкви. Казалось, только-только Церковь стала вставать на ноги, затеплилась монашеская жизнь, стали крепнуть приходы, но вновь государственные деятели стали завинчивать гайки. Н. С. Хрущёв отменил все те небольшие права, которые были даны верующим в годы войны и в послевоенный период. Вновь стали закрывать храмы, началась новая полоса репрессий по отношению к священнослужителям. Только сейчас, кроме морального гнёта, прибавился ещё и экономический – Церковь старались задушить налогами и поборами. Трудно представить, что святыня Русской земли, Киево-Печерская Лавра, была превращена в музей и мощи святых угодников кощунственно выкладывали на обозрение и поругание прохожим и заезжим туристам.

Новопостриженого иеромонаха Николая постарались быстрее отправить из Киева, боясь гонений, которые могли обрушиться на его голову: ведь обещал же Хрущёв показать по телевизору последнего «попа» в советском государстве.

Иеромонах Николай (Кутепов) прибыл в Саратовскую духовную семинарию, под руководство ректора, профессора богословия, протоиерея Василия (Кремлёва) в январе 1960 года. Работа инспектора теперь ему была уже знакома. Его помощником в Саратовской семинарии был диакон Иоанн (Снычёв), будущий митрополит Петербургский и Ладожский. Они нашли общий язык и ладили, но иногда, как говорил Владыка Николай, помощнику от него крепко доставалось за то, что не мог так быстро крутиться, как требовалось.

Но трудились, видимо, хорошо потому что уже 4 апреля того же года иеромонах Николай Кутепов Святейшим Патриархом Алексием I был награждён к Пасхе наперсным крестом. Ходатайствовал о награждении архиепископ Саратовский и Сталинградский Палладий (Шерстников).

Но в Саратовской семинарии иеромонаху Николаю пришлось прослужить инспектором недолго. Ужесточение отношения к Церкви в России в 1960 годы выразилось ещё и в том, что многие духовные семинарии по всей стране стали насильственно закрывать. Такая угроза реально нависла над Саратовской семинарией в 1961 году, когда советское государство приступило к решительной борьбе с религиозными пережитками. Началась переписка иеромонаха Николая с Учебным комитетом при Святейшем Синоде о поиске места служения. 10 мая 1961 года Учебный комитет сообщил ему резолюцию Патриарха Алексия I, наложенную на его запрос: «Иметь на учёте. В настоящее время вакантных преподавательских мест нет».

9 июня Учебный комитет прислал иеромонаху Николаю следующую резолюцию: «В связи с предстоящим слиянием Саратовской семинарии с другими семинариями и отсутствием в них вакансий преподавательского состава откомандировать по окончании учебного года инспектора семинарии иеромонаха Николая (Кутепова) в распоряжение преосвященного Палладия Архиепископа Саратовского и Сталинградского».

На этом преподавательская деятельность иеромонаха Николая (Кутепова) закончилась, но он не раз с большой теплотой вспоминал о своей педагогической работе. Впереди его ждало новое служение. Какое? Ему было неведомо, но он уже научился полагаться на волю Божию, уповая, что Тот не оставит его. «Всё ниспослано нам Господом – и радости, и горести. Терпи и молись! Не можешь, читай Иова многострадального», – не раз говорил нам Владыка.

С ректором о. Василием (Кремлёвым), а особенно с его супругой, матушкой Раисой Ивановной, иеромонаху Николаю предстояло ещё раз встретиться на жизненном пути. В 1977 году архиепископ Николай получил в управление Горьковскую епархию, и первой, кого он встретит в доме при Карповской церкви, была Раиса Ивановна Кремлёва, но отца Василия в живых уже не было....

Иеромонах Николай (Кутепов), сослужащий епископу Гавриилу Огородникову) во время приезда

Архиепископ Гавриил (Огородников), иеромонах Николай (Кутепов), протоиерей Василий Чугунов во время визита в Вологду 

 

Иеромонах Николай, краткий отпуск в Туле


 

В Саратовской духовной семинарии. 1961 год


 

Иеромонах Николай после принятия монашеского пострига

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных