В начале было Слово...

Недавно я побывал в резиденции митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и в разговоре спросил его: как же нам дальше-то жить, в ком искать чувство опоры и возможно ли в обозримом будущем духовное обновление народа, в котором он так нуждается?

Многомудрый Владыка, для которого служить людям и быть им полезным стало единственным и подлинным делом жизни, ответил мне с заметной грустью в голосе:

– Вы, Николай Леонидович, затронули, как говорится, вопрос жизни и смерти нашего общества. На Руси народ и власть всегда были вместе, потому что правительство считало, что власть тогда лишь сильна, когда стоит на двух ногах. Государство держалось на основополагающих законах, а власть обязывала мирянина во имя внутренних нравственных положений эти законы выполнять.

В чем беда нынешнего положения? Внешне все в какой-то мере за церковь, за религию. Понимают, что роль церкви важна, нельзя же лишать человека духовной жизни. Почему мы победили в Отечественной войне? Потому что сила духа жила в сердцах людей. Но эта сила духа, с помощью которой мы победили врага, закладывалась в наш народ многими десятилетиями. Но после того многие десятилетия церковь насильственно разрушалась. Она не только экономически, но и духовно ослабевала, духовно истощалась. И из этого трагического состояния церковь вышла духовно истощенной и ослабленной. С чего нужно начинать наше возрождение?

Основа всему – школа, она поддерживает дух нации даже в самые, казалось бы, безнадежные времена. Но из той духовной мясорубки, я повторюсь, мы вышли с надорванными силами. Школы у нас не было, у нас не было и кадров священнослужителей, педагогов. Мы начали заново восстанавливаться. Но сиюминутно нравственность народа не поднимешь, не укрепишь. Это смехотворное дело. И непосильное. И для нас начался своего рода мертвый сезон, а точнее сказать – мертвое пространство, которое мы должны пройти, накапливая силы. Мы отлично понимаем, что нам предстоит делать, но пока что, как ни прискорбно, оказывать должное влияние на общество не можем.

Вы спросите, как надолго может затянуться этот период, и когда мы будем способны создать необходимую нам учебную базу? Пока что у нас всего две академии – Московская и Петроградская, есть семинарии и школы. Но вы и сами понимаете, что и научные кадры тоже в течение трех секунд не готовятся. Нужно время. И в решении этого ключевого для церкви вопроса большое значение имеет поддержка правительства. Возрождение церкви находится в прямой зависимости от его отношения к церковным делам. Возьмем вопрос восстановления храма, вопрос возвращения зданий, ранее принадлежавших патриархии. Пока что нам возвращают церковные здания на 80 процентов без окон и без дверей.

Ладно, Нижегородчина попала в счастливую полосу: губернатор Иван Петрович Скляров помогает нам восстанавливать храмы и выделяет какую-то толику денег. Но и его возможности ограничены, и мы получаем лишь мизерную частицу того, что требуется. А основные расходы по восстановлению покрывают бабулины пенсионные денежки. Но вы, надеюсь, знаете, что пенсия у бабуль довольно скромная, а что касается толстосумов, которые у нас появились... то они все еще что-то скромничают, стесняются пожертвовать церкви хоть сколько-то своих накоплений. Видно, на собственные усадьбы тратятся. Правда, и в их среде есть люди, которые действительно понимают, что церковь нужна, и помогают восстанавливать храмы. Вот, скажем, в Нижнем Новгороде только за счет одного спонсора восстановлена церковь Всех скорбящих радость. Ему на это потребовалось не более двух-трех лет.

И еще такая вот парадоксальная ситуация. В Нижнем Новгороде есть духовные центры адвентистов, баптистов, есть мусульманский, есть иудейский. Но нет православного. А он был открыт еще в 1905 году в здании, выстроенном специально для духовно-просветительских целей на улице Пискунова, 38. Кажется, так. И название ему было «Братство святого Георгия».

Трудности, как видите, на каждом шагу. Священник нередко стоит перед дилеммой: крышу крыть или ребятишек учить. И готов разорваться на части, потому что в наших условиях его ноги кормят. А потом, ведь Православная Церковь немыслима без службы, без молитвы. И это тоже прямое дело священника.

– Я хорошо представляю, Владыка, незавидное положение церкви и монастырей, знаю, что они не такие богатые, какими были до нашествия на Россию воинствующих атеистов. И тем не менее православные верующие надеются на духовных отцов, ждут, когда они донесут до них слово Божие для исцеления травмированных душ.

– Этот процесс, Николай Леонидович, не прекращается ни на один день. Я же говорил о тех объективных трудностях, которые нас существенно сдерживают. А теперь давайте посмотрим на процесс становления церкви с другой стороны. Совсем недавно в области было всего 45 храмов, а в Нижнем Новгороде – ни одного: Высоково и другие считались окраинами и в черту города не входили. Сейчас в епархии 362 прихода, в том числе 32 прихода в Нижнем Новгороде. У нас почти 500 священнослужителей, своя семинария, в которой только на дневном отделении занимаются 136 человек, свое женское епархиальное училище на 87 человек, Благовещенский и Печерский монастыри, ведутся работы по воссозданию Крестовоздвиженского женского монастыря. На территории области 110 приходов открыли воскресные церковноприходские школы, где сотни ребятишек получают знания основ православия.

Одним словом, создается фундамент, позволяющий нам потихоньку набирать нравственные силы, расправлять крылья и вести работу по духовному оздоровлению общества. И на этом фоне неубедительно звучат голоса, что православная вера – всего лишь мода, что не сегодня, так завтра она пройдет. Пока Русь остается великой Русью, мы дальше в своих усердных молитвах будем славить Христа нашего и право-славие сохраним.

Беседу записал

Николай Симаков

«Нижегородский рабочий», 3 марта 2001 года

Принять участие в конкурсе

Загрузить файл творческих работ и аннотаций (презентационных материалов)

Допустимые форматы: pdf, jpeg, jpg, ppt, pptx, avi, mpeg4

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой по защите персональных данных